Новости АНБО «СВЕТ»

О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ В Местах Лишения Свободы!

Психолог Любовь Харлампиева
Судьба складывается так, что у многих детство сопряжено с драматичными событиями.
Кого-то не хотят, кто-то с трудом приходит в этот мир, у кого-то уходит родитель, совсем или например, попадает в Места Лишения Свободы.

К таким «подаркам» судьбы не может быть готов и взрослый человек, а для ребенка — это рана, которая только формируется и будет долгое время кровоточить внутри, потому что пока очень он очень многое из того, что чувствует, не может объяснить.

Хорошо, когда есть члены семьи, которые готовы заботиться о детках, оставшихся без Мам, как правило, это уже пожилые бабушки и/или дедушки. Но есть одно НО!
Пожилым родителям итак очень сложно примириться с тем, что дочь оказалась «за бортом жизни» (и далеко не всегда, были предпосылки, что она там может оказаться и у многих была очень даже приличная жизнь, которая внезапно изменилась).
Так вот, для них сам факт того, что твой ребенок оказался за решеткой — такой удар, что не хватает моральных и душевных сил сказать деткам, где их Мама… и Папа. Потому, что если Мама попадает туда, то чаще Папы очень энергично сваливают, забывая о плоде любви и предают ребенка второй раз.
Конечно же ребенок получит травмы и удары из-за предательства от самых близких людей, но психика быстро вытеснит все самое болезненное в подсознание сформировав там страхи и негативные программы.
На фоне всех этих несчастий, опекуны часто из-за страха причинить боль детям (и испытать новую порцию боли самим) скрывают от них факт нахождения Мамы или дают им очень смутное представление, где находятся родители, без объяснений.

Или придумывают историю, которая могла бы защитить ребенка, и их от необходимости объяснять такие сложные вещи — например, что Папа не ушел из семьи, а просто постоянно находится в командировке, а Мама тоже где-то постоянно работает. Получается месяцами и годами родители вроде есть, но их и нет.
Чем это плохо для ребенка?
Прежде чем ответить, попробуйте представить, точнее нет, представлять это не надо, попробуйте сравнить две ситуации:
в одной ситуации — человек оказывается в МЛС, а в другой он исчезает и о нем долгое время не известно ничего.

Я помню мне было лет 15 и у моей знакомой пропал брат — красивый парень, как минимум 8 лет о нем точно ничего не было известно, что было дальше я не знаю, потому что переехала, но чувствую, что его так и не нашли. Даже мне от этого плохо! Что было с родителями? В них погасла жизнь.
Вы видите, что вторая ситуация переносится тяжелее, нас убивает неизвестность, она порождает в нас постоянное чувство тревоги, сопряженное со страхом, которое постоянно живет.

То есть если в первом случае мы можем смириться с событием и уже начинаем в голове перестраивать образ жизни, адаптироваться к стрессовой ситуации, понимает, что наша жизнь изменится, как нам жить с этим, то во втором именно неведение порождает все новые и новые страхи и мы не успокоимся, пока не увидим и не узнаем правду. Это пролонгированные страдания.

И ребенок тоже чувствует эту тревогу, она живет в нем.
Поэтому я здесь все-таки за правду, другой вопрос, как это сказать детям? Как это должно произойти? Что им говорить?
Дело в том, что взрослые не говорят детям о том, где их родители, потому что испытывают смешанные негативные чувства, например сильное чувство стыда, им стыдно говорить детям, им стыдно если кто-то узнает от детей, что их Мама сидит, им будет стыдно если они от кого-то услышат о том, что их дочь/сын сидит в МЛС.
Именно это делает уязвимым опекунов и мешает сказать правду.

Но подумайте, что будет когда дети будут жить в иллюзиях несколько лет, а потом вдруг выяснится, что Мама была не на работе, а Папа просто уехал на совсем, что они будут чувствовать к ним и к… вам?
Не будет ли это очередным предательством и обманом?
Мы недооцениваем детей и их способность воспринимать информацию, я уж не говорю о том, что они итак все чувствуют, но дать этому рациональное объяснение не могут.

Дети до 5 лет находятся в «поле» Мамы, и что бы не происходило, они будут чувствовать ее и на другом конце нашего шарика.
Поэтому,
— не стоит испытывать стыд за своего ребенка, даже если он не оправдал ожидания,

— не стоит проецировать стыд на малыша который остался без Мамы и более того, объяснять ему, что с ним это не связано, чтобы и у него не возникало подобное чувство стыда,

— не стоит давать возможность осуждать другим своих детей, хотя бы потому, что пути Господни неисповедимы.
А что точно стоит, то это очень серьезно разговаривать с детьми и объяснять им, что ИЗНАЧАЛЬНО МИР И ЛЮДИ ХОРОШИЕ, НО ЕСТЬ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ — ПРОСТУПКИ И ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ.
И то, что человек делает и те и другие, и он может выбирать, но часто выбирает плохие из-за отсутствия знаний, любви, образованности, терпения и трудолюбия, или доверчивости и неумения разбираться в людях, и не умения отличить хорошее от плохого, он попадает в сложную ситуацию:

— кто-то сажает цветок, кто-то рвет,

— кто-то бросает мусор, кто-то его собирает,

— кто-то сжигает лес, кто-то сажает,

— кто-то разрушает, кто-то созидает,

— кто-то бьет, кто-то лечит,

— кто-то берет чужое и ворует, кто-то делится. и это очень простые и доступные для понимания вещи.
Мама совершила проступок и прямо сейчас они не могут увидеться, но она любит и желает, чтобы ее ребенок не совершал таких проступков в жизни и жил по совести.

Это то, чего достаточно знать детям, чтобы не чувствовать себя «оторванным», как-бы не существующим, потому что нет никого — Папы и Мамы (а они наше начало), это мешает формированию личности, пониманию себя, формирует базовые комплексы и право на жизнь и существование.
Учите детей правильным ценностям, показывайте на примере тех же родителей, как может повернуться жизнь. Детям именно это и нужно! Детям не нужны идеальные родители, детям нужна честность и умение показать все стороны жизни — и ее яркую сторону и изнанку. Да это будет нелегко, но носить в себе неправду — еще более тяжелая ноша.
А подспорьем в понимании добра и зла и усвоении вселенской мудрости служат наши добрые старые русские сказки, фильмы, мультики, стихи и поэмы того же Пушкина.
На фото: занятие c детками «Проективная методика» на диагностику и коррекцию базового права человека на жизнь и существование.
Проект «Высокие цели»
Made on
Tilda